В России грядет масштабное применение "суперасфальта", изготовленного по особой технологии с учетом климатических особенностей и интенсивности движения на дорогах каждого региона. Применение подобных асфальтобетонных смесей позволит увеличить срок службы покрытия c 4–5 до 12 лет.
Уже в ближайшую пару лет инновационный состав планируется уложить на 1 тыс. км российских трасс, включая крымскую "Тавриду". Причем методология объемного проектирования дорожного покрытия с рабочим названием "Суперасфальт" будет прописана в ГОСТе. И сейчас по заказу Федерального дорожного агентства разработка соответствующего стандарта уже ведется, как рассказали "Известиям" в Росавтодоре.
Подобное покрытие давно и успешно применяется в ЕС и США. Наша технология также основана на тех же методах высокотехнологичного проектирования Superpave, уделяющих особое внимание выбору вяжущего — основного — материала, который придает асфальту долговечность. Состав подвергают жестким лабораторным испытаниям с учетом транспортной нагрузки дороги и температурных "качелей" за последние 20 лет в каждом конкретном районе строительства. Хотя специалиста МАДИ предостерегают от простого заимствования этой крайне недешевой методики. По их мнению, потребуется несколько лет, чтобы проверить, способна ли она кардинально улучшить качество дорог в наших климатических условиях.
Между тем новый метод уже был задействован при строительстве более сотни участков федерального и регионального значения, в основном в Московской области и Северо-Западном федеральном округе России. Это, в частности, участки трасс А-114 Вологда–Тихвин, М-5 «Урал», А-108 Московское большое кольцо. Также было уложено 8,6 км дороги на подходе к Крымскому мосту со стороны Керчи и 190-километровый участок трассы "Таврида", открытый для движения в конце 2018 года. Всего построено порядка 550 км федеральных автодорог.
Любопытно, что, как это часто случалось в истории изобретений, базовые принципы технологии Superpave были изложены еще в 1971 году советскими учеными, рассказал глава ассоциации "Росасфальт" Николай Быстров. Но широкое распространение она получила на Западе и в США, в то время как в нашей стране до последнего времени в основном укладывался обычный недолговечный асфальт по советскому ГОСТу.
Глава объединения "Дормост" Кирилл Иванов в свою очередь подчеркнул, что методика "хорошая, но не всем по карману". Так что вероятнее всего, она будет применяться главным образом при реализации крупных федеральных проектов.